http://forumstatic.ru/styles/0013/8b/ae/style.1499643054.css
http://forum-obscheniya.ru/files/0013/8b/ae/69930.css
.punbb { font-family:Verdana; } .punbb { font-family:tahoma; } body { background:url(http://sg.uplds.ru/dUcJy.gif) repeat fixed; } body { background: url(http://forumfiles.ru/files/0013/b7/f1/75155.png) no-repeat center center fixed; -webkit-background-size: cover; -moz-background-size: cover; -o-background-size: cover; background-size: cover; } body { background: url(http://s8.uplds.ru/Y8W9E.jpg) no-repeat center center fixed; -webkit-background-size: cover; -moz-background-size: cover; -o-background-size: cover; background-size: cover; } body { background:url(http://s7.uploads.ru/dHMRA.png) repeat ; } body { background: url(http://forumfiles.ru/files/0017/35/ec/96865.jpg) no-repeat center center fixed; -webkit-background-size: cover; -moz-background-size: cover; -o-background-size: cover; background-size: cover; } body { background: url(http://sh.uplds.ru/mIN7X.jpg) no-repeat center center fixed; -webkit-background-size: cover; -moz-background-size: cover; -o-background-size: cover; background-size: cover; } body { background: url(http://sa.uplds.ru/jRAiI.jpg) no-repeat center center fixed; -webkit-background-size: cover; -moz-background-size: cover; -o-background-size: cover; background-size: cover; } body { background:url(http://sg.uplds.ru/vKF4G.png) repeat #C6E2FF!important; } body { background:url(http://s6.uplds.ru/WpgHK.jpg) no-repeat center center fixed; } body { background: url(http://s3.uplds.ru/STRBq.jpg) no-repeat center center fixed; -webkit-background-size: cover; -moz-background-size: cover; -o-background-size: cover; background-size: cover; } body { background: url(http://sa.uplds.ru/qx91B.jpg) no-repeat center center fixed; -webkit-background-size: cover; -moz-background-size: cover; -o-background-size: cover; background-size: cover; } body { background:url(http://sa.uplds.ru/RVS0l.png) repeat fixed; } body { background:url(http://forumfiles.ru/files/0017/35/ec/40446.png)repeat fixed; } body { background:url(http://s8.uplds.ru/8gaOr.png) repeat #C8D2D7!important; }

Лагуна - Форум для общения и хорошего настроения!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Лагуна - Форум для общения и хорошего настроения! » Наука. » Как устроена память


Как устроена память

Сообщений 1 страница 10 из 30

1

Мы начинаем цикл статей о том, как устроена память и какие сюрпризы она может нам приготовить.
В первой статье — о том, как несложно внедрять в мозг ложные воспоминания и манипулировать правдой

Как устроена память. Часть 1: Вспомнить то, чего не было

Наша память живет своей отдельной жизнью, которая не всегда совпадает с реальностью. Кто не ловил себя на мысли, что любая история из прошлого со временем обрастает невероятным количеством деталей, а ее различные версии перестают сходиться? И дело тут не только в нашей природной склонности к хвастовству и кичливости. Отчасти виновницей всего этого безобразия является наша собственная память. По правде говоря, мы даже не можем быть уверены в том, что наши воспоминания действительно принадлежат нам.

Звучит удручающе, но это так. Недавно команда американских ученых опубликовала статью о внедрении ложных воспоминаний. Они провели въедливый мегаанализ, собрав в нем практически всю имеющуюся научную информацию о внесении фальшивых воспоминаний. На выходе получилось грандиозное обобщение восьми независимых обзорных статей, в каждой из которых рассматривались данные множества научных работ.

Результат обескураживает. Почти в половине случаев (в 46,1%) ученым удавалось внедрить ложные воспоминания в память подопытных. Испытуемые в той или иной степени соглашались с рассказами о событиях из их жизни, которые на деле никогда не происходили. А зачастую подопытные даже детально описывали вымышленные ситуации.

Мы привыкли верить, что память — самое постоянное и сокровенное, чем мы владеем. Предметы, лица, события появляются и исчезают. Но мы уверены, что все пережитые моменты будут записаны в памяти, как сцены нашего детства в видеоархиве родителей. Если мы хотим вернуться в прошлое, нам достаточно лишь вспомнить его. Тут-то мы себя и обманываем. На деле «вспомнить» может мало чем отличаться от «придумать», а имплантация фальшивых воспоминаний извне давно уже стала делом техники.

Иллюзия памяти

Вряд ли кто-то в мире знает о феномене ложных воспоминаний больше, чем профессор университета Калифорнии Элизабет Лофтус. Более 40 лет исследований механизмов памяти принесли ей известность ведущего эксперта по ложным воспоминаниям в мире. Захватывающее и яркое описание ее научного пути можно найти здесь.

В одной из своих первых академических работ Лофтус изучала влияние характера вопроса на воспоминания человека о произошедшем. Так, если после просмотра видео с автоаварией у зрителей спрашивали, с какой скорость двигались врезавшиеся (smashed) друг в друга автомобили, то зрители давали большую оценку скорости, по сравнению с теми, кто услышал, что автомобили столкнулись (collided) или ударились (hit). Сама форма того, как мы обращаемся к памяти, влияла на ее воспроизведение. Примерно в то же время Лофтус начала выступать в качестве эксперта по достоверности свидетельских показаний на судебных заседаниях. На сегодняшний день Лофтус поучаствовала в более чем 250 судебных разбирательствах. В ходе этой непростой работы и проведения параллельных опытов на добровольцах она убедилась в том, что показания очевидцев могут быть подвержены влиянию самых разных обстоятельств. Содержащаяся в памяти информация легко смешивалась, путалась и вытеснялась вновь пришедшей.

Получается, что память динамична, и, влияя на наши решения, она сама легко искажается под действием новых впечатлений и опыта. Даже просто размышляя о прошедшем, мы изменяем нашу память о нем. Впав в высокопарность, можно даже заявить, что она похожа вовсе не на камень с высеченным рельефом (как принято думать), а на мягкую податливую глину, мнущуюся при каждом касании. При этом, как мы только что узнали, одним из самых мощных средств внедрения ложной памяти является наше собственное воображение. Грань между «вспомнить» и «придумать» оказывается исчезающе тонкой.

Пожалуй, наиболее захватывающий этап в карьере профессора Лофтус начался на заре 90-х. В это время ее заинтересовали подозрительно многочисленные случаи судебных исков о сексуальных домогательствах. Зачастую обвиняющей стороной были женщины, внезапно вспомнившие о преступлении, произошедшем в их детстве — многие годы, а то и десятилетия назад. Самое интересное заключалось в том, что изрядная часть таких воспоминаний происходила на приеме у психотерапевта. Могло ли влияние психотерапии спровоцировать появление ложных воспоминаний? Лофтус начала свое расследование.

Оказалось, что психотерапевты в обязательном порядке спрашивали пациентов о детских травмах, связанных с насилием, а популярные книги по психологии приводили целые списки потенциальных симптомов, характерных для жертв растлителей. Если возможная жертва и не помнила самого факта случившегося, ей предлагалось представить, как и при каких обстоятельствах ее могли домогаться. Тут и могла скрываться разгадка. Львиная доля воспоминаний о сексуальном насилии просто могла быть имплантирована в память при чтении книг, посещении психотерапевтов или специализированных групп самопомощи. Лофтус оставалось только подтвердить эту догадку экспериментально: попытаться самой внедрить ложное воспоминание в сознание человека.

Архитектор воспоминаний

Уже 5-й день подряд Крис подробно описывает свои детские воспоминания в дневнике. Ему 14, но его записи подробны и кропотливы. Сейчас он пишет о том, как в возрасте 5 лет они семьей, как обычно, поехали за покупками в торговый центр. Крис отошел от родителей в сторону и потерялся. «Ох, вот я и попал в беду…» — пронеслось в голове. Плача от ужаса, он был уверен, что никогда больше не увидит свою семью. Мальчик стоял в слезах, пока его не нашел пожилой мужчина. Добрый незнакомец был лыс, но выглядел «реально круто»: на нем была синяя фланелевая рубашка, а на носу блестели очки. Старик отвел его к матери, которая уже готовилась задать взбучку непутевому отпрыску.

Нужно ли говорить, что Крис никогда не терялся в торговом центре? А крутого старикана в очках на самом деле не существовало. Но подросток не кривил душой, заполняя вечерами свой дневник. Он искренне верил в то, что описывал. Просто команде Элизабет Лофтус впервые удалось провести эксперимент по имплантации воспоминаний.

Перед проведением ставшего уже классическим опыта исследователи заручились полной поддержкой родственников испытуемых и получили от них всю необходимую информацию. В ходе самого эксперимента, каждому участнику предлагалось несколько правдивых историй и одна ложная — о том, как в возрасте 5 лет он потерялся в торговом центре и был найден пожилым человеком, который отвел его к родителям. Далее подопытному было необходимо в течение нескольких дней записывать свои воспоминания об упомянутых эпизодах, стараясь воспроизвести произошедшее максимально подробно. В конце каждый участник проходил через собеседование с исследователем. 29% испытуемых ложно вспомнили никогда не случавшийся с ними эпизод в торговом центре.

Кажется, профессор Лофтус пришла к идеальному рецепту внедрения ложного воспоминания. Сначала вы должны получить доступ к личной информации человека, а также заручиться его доверием или помощью тех людей, которым он доверяет. Затем внесите само воспоминание и всячески стимулируйте воображение объекта. Сухой факт сам со временем обрастет подробностями и с большой вероятностью станет воспоминанием. Присмотревшись, можно увидеть, что вся эта схема здорово напоминает хитроумный план героя Ди Каприо из оскароносного блокбастера.

Детское воспоминание о том, как потерялся в торговом центре, в целом нейтрально и обыденно. Но как быть с исключительными и эмоционально неприятными событиями? Оказалось, что они тоже неплохо имплантируются в память, главное — убедить субъект в том, что произошедшее с ним — вполне обыденное явление. В одной из следующих работ Лофтус грамотно подобрала тексты мистического содержания, и целых 18% наивных флорентийских студентов подтвердили, что видели в детстве одержимого демонами.

Но все же самого стенобитного эффекта удалось достичь, используя связку из всех описанных техник и поддельных фотографий. Да, ученые тоже фотошопят! В исследовании 2002 года, проведенном уже без участия профессора Лофтус, группа психологов из Канады и Новой Зеландии убеждала людей в том, что в детстве они катались на воздушном шаре, показывая им поддельные фотографии. 50% подопытных (половина!) так или иначе согласились с фактом своего полета в корзине.

По следам Министерства Правды

Размышляя о теме ложных воспоминаний, просто невозможно пройти мимо вопроса подлинности истории. Не удалось это и уже знакомой нам Элизабет Лофтус. Если даже память о глубоко личных событиях так легко фальсифицируется с помощью фотографий, то что говорить об общественных событиях, воспоминания о которых постоянно перемалываются жерновами массмедиа! Наверняка ложные свидетельства будут легко искажать память об исторических событиях. Впрочем, это еще оставалось доказать.

В своей работе 2007 года Лофтус с коллегами использовала фотографии двух резонансных политических событий: волнений на пекинской площади Тяньаньмэнь 1989 года и римских протестов против иракской войны 2003 года. В первом случае был взят знаменитый снимок одинокого бунтаря, преграждающего путь танковой колонне. Засев за компьютеры, ученые добавили к каноничной сцене толпы демонстрантов, стоящие по обе стороны от техники. На фото же римской мирной демонстрации в толпу вписали пару-тройку радикального вида молодчиков в повязках на лице и противогазах.

44% и 45% опрошенных признали, что видели раньше только что сфабрикованные снимки из Пекина и Рима соответственно. Но ученые не ставили своей целью изучить легковерность подопытных. Главной частью исследования была оценка добровольцами количества восставших на Тяньаньмэнь весной 1989-го и уровня насилия в Риме на митингах 2003-го. В обоих случаях подделки сработали безотказно: люди, просмотревшие фальсифицированные кадры, говорили о большем количестве протестующих в Пекине и необычайном накале противостояния в Риме, относительно тех, кому достались оригинальные фото.

Судя по всему, Оруэлл был прав: тот, кто управляет настоящим, действительно способен властвовать над прошлым. Как ни страшно это сознавать, в наши дни работа Министерства Правды — не изощренная фантазия, а всего лишь вопрос техники и политической воли.

Время непрерывно превращает настоящее в прошлое: галактики разлетаются из центра вселенной, вода течет, дым тает на ветру, человек стареет. Время определяет направление всех физических процессов, и современному человечеству не известны принципы, позволяющие обратить его ход вспять. Кажется, что лишь одна вещь в мире может хотя бы отчасти противостоять времени. Это наша память. Но, как мы видим, и ее точность не абсолютна и по каким-то причинам зависит от чудовищного количества условий, а главное — от нашего собственного воображения. Но об этом мы поговорим уже в следующий раз.

часть 2

+2

2

304908,27 написал(а):

Мы привыкли верить, что память — самое постоянное и сокровенное, чем мы владеем

Не факт.
Вот стихотворение Батюшкова.

"О, память сердца! ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто прелестью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милой, незабвенной
Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой — любовью
В утеху дан разлуке он:
Засну ль? приникнет к изголовью
И усладит печальный сон."

По-моему,человек намного "точнее запоминает" свои ощущения, переживания, отношение к происходившему.
Это и есть тот самый драгоценный чувственный опыт души.

Отредактировано Лунтик (05-04-2017 19:53:19)

0

3

304913,72 написал(а):

Не факт.
Вот стихотворение Батюшкова.

но тут же не уточняется - про память чего (идей или эмоций) идет речь
про память в общем, как мне показалось...
да и мысль в 1 части о том, как мы "помним" то, чего и не было

0

4

Еще некоторые сведения о памяти человека.

Осознавать свое «Я», действовать в окружающем мире, быть тем,
кем он является, человеку позволяет именно память.
Наша память представляет собой функциональное образование,
которое совершает свою работу благодаря взаимодействию трех основных процессов:
запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Свернутый текст

Запоминание.
Память человека начинается с запоминания информации: слов, образов, впечатлений.
Различают непроизвольное и произвольное запоминание.
Произвольное запоминание включается, когда перед человеком стоит цель запомнить
не только то, что само запечатлелось в его памяти, но и то, что необходимо.
Произвольное запоминание активно, целенаправленно, имеет волевое начало.
Непроизвольное запоминание.То, что личностно значимо, связано с деятельностью человека и его интересами, носит характер непроизвольного запоминания. При непроизвольном запоминании человек пассивен. Непроизвольное запоминание наглядно демонстрирует такое свойство памяти, как избирательность. Если поинтересоваться у различных людей, что им больше всего запомнилось на одной и той же свадьбе, то одни легко расскажут о том, кто и какие подарки преподнес молодоженам, другие -что ели и пили, третьи - под какую музыку танцевали и т.д. Однако при этом ни первые, ни вторые, ни третьи не ставили перед собой четкой цели запомнить что-то конкретно. Сработала избирательность памяти.

Выделяют четыре вида памяти человека в соответствии с типом запоминаемого материала.
1. Двигательная память, т.е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (водить машину, плести косу, завязывать галстук и т.п.).
2. Образная память - возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Она бывает (в зависимости от принимающего анализатора) слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной и вкусовой.
3. Эмоциональная память запечатлевает пережитые нами чувства, особенность эмоциональных состояний и аффектов. Ребенок, которого испугала большая собака, скорее всего, даже став взрослым, еще долго будет испытывать неприязнь к этим животным (память страха).
4. Вербальная память (словесно-логическая, семантическая) - высший вид памяти, присущий только человеку. С ее помощью осуществляется большинство мыслительных действий и операций (счет, чтение и т.д.), образуется информационная база человеческого интеллекта.

У разных людей в большей степени развит тот или иной вид памяти: у спортсменов - двигательная, у художников -образная и т.д.

Сохранение информации.
Основное требование, предъявляемое к памяти человека: хранить информацию надежно, долго и без потерь. Выделяют несколько уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.

1. Сенсорный (непосредственный) тип памяти. Системы этой памяти удерживают точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Данные сохраняются в течение 0,1-0,5 секунды. Механизм действия сенсорной памяти легко обнаружить: закройте глаза, затем на секунду откройте их и закройте снова. Увиденная вами четкая картинка сохраняется некоторое время, а потом медленно исчезает.
2. Кратковременная память позволяет перерабатывать колоссальный объем информации, не перегружая мозг, благодаря тому что она отсеивает все ненужное и оставляет полезное, необходимое для решения актуальных (сиюминутных) проблем.
3. Долговременная память обеспечивает длительное сохранение и применение информации. Емкость и длительность хранения информации в долговременной памяти могут быть безграничными. Выделяют два типа долговременной памяти. Первый - на уровне сознания. Человек по своей воле может вспомнить, извлечь необходимую информацию. Второй тип - закрытая долговременная память, информация в которой хранится на уровне подсознания. В обычных условиях человек не имеет доступа к этой информации, лишь с помощью психоаналитических процедур, в частности гипноза, а также раздражений различных участков мозга можно получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, мысли, переживания.
4. Промежуточная память находится между кратковременной и долговременной памятью. Она обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. В бодрствующем состоянии в течение дня человек накапливает информацию. Чтобы мозг не перегружался, необходимо освободить его от излишней информации. Информация, накопленная за прошедший день, очищается, категоризируется и закладывается в долговременную память во время ночного сна. Ученые установили, что для этого требуется как минимум три часа ночного сна.
5. Оперативная память - это вид памяти человека, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности и обслуживающей эту деятельность.

Воспроизведение.
Требования, предъявляемые к процессу воспроизведения памяти, - точность и своевременность. В психологии выделяют четыре формы воспроизведения:
1) узнавание - возникает при повторении восприятия объектов и явлений;
2) воспоминание - осуществляется при реальном отсутствии воспринимаемых объектов. Обычно воспоминания осуществляются посредством ассоциаций, которые обеспечивают автоматическое, непроизвольное воспроизведение;
3) припоминание - осуществляется при отсутствии воспринимаемого объекта и связано с активной волевой деятельностью по актуализации информации;
4) реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого и казавшегося забытым. При данной форме воспроизведения памяти более давние события вспоминаются легче и точнее, чем произошедшие в недалеком прошлом.

Забывание
является оборотной стороной сохранения памяти. Это процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема данных, которые могут быть актуализированы в психике. Преимущественно забывание не является аномалией памяти, это закономерный процесс, который обусловлен рядом факторов.
1. Время - менее чем за час человек забывает половину только что полученной информации механически.
2. Активное использование имеющейся информации - забывается прежде всего то, в чем нет постоянной необходимости. Однако впечатления детства и двигательные навыки, такие как катание на коньках, игра на музыкальном инструменте, умение плавать, остаются достаточно устойчивыми в течение многих лет без каких-либо упражнений. Остается на подсознательном уровне, как бы забывается то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает негативное напряжение (травмирующие впечатления).

Информация в нашей памяти не хранится в неизменном виде, как документы в архиве. В памяти материал подвергается изменению и качественной реконструкции.

Расстройства памяти человека.
Многообразные нарушения памяти весьма распространены, хотя большинство людей их у себя не замечают или замечают слишком поздно. Само понятие «нормальная память» достаточно расплывчато. Гиперфункция памяти связана, как правило, с сильным возбуждением, лихорадочным волнением, приемом некоторых медикаментов или гипнотическим воздействием. Формой навязчивых воспоминаний называют нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности, создающие тематическую направленность гиперфункции памяти. Так, например, мы постоянно вспоминаем свои крайне неприятные, неблаговидные поступки. Изгнать подобные воспоминания практически невозможно: они преследуют нас, вызывают чувство стыда и муки совести.

Обман памяти.
В современной психологии известны факты обманов памяти, имеющих форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний и искажений памяти. Обычно они обусловлены сильными желаниями, страстями, неудовлетворенными потребностями. Например, когда ребенку дают сладость, он ее быстро съедает, а затем «забывает» об этом и искренне доказывает, что ничего не получал.

Искажение памяти нередко связано с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал в реальной действительности, и то, о чем он слышал, видел в кино или читал. В случае многократных повторений таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т.е. человек начинает считать чужие мысли своими. Наличие фактов обмана памяти свидетельствует о том, насколько тесно она связана с воображением и фантазией человека.
ИСТОЧНИК: psyera.ru/pamyat-cheloveka-1736.htm

0

5

304952,27 написал(а):

но тут же не уточняется - про память чего (идей или эмоций) идет речь

А там внизу, после стихотворения написано.

0

6

305015,72 написал(а):

А там внизу, после стихотворения написано.

я именно про это и написала вам )

0

7

305015,72 написал(а):

А там внизу, после стихотворения написано.

Это образная и эмоциональная память, являющиеся составной частью общей структуры памяти.
Для жизнедеятельности человека все  виды имеющейся памяти важны)

0

8

305023,750 написал(а):

Для жизнедеятельности человека все  виды имеющейся памяти важны

Несомненно.
В человеке нет ничего лишнего.
Но важнейшей частью является "эмоциональная" помять.
Поскольку именно этой памяти человек многим обязан при новом воплощении.

0

9

305030,72 написал(а):

Несомненно.
В человеке нет ничего лишнего.
Но важнейшей частью является "эмоциональная" помять.
Поскольку именно этой памяти человек многим обязан при новом воплощении.

Кто так считает?
Скажите это водителю пассажирского автобуса.
Для него важна двигательная память и быстрота реакций.
Без улета в эмоции)
Для каждой деятельности  важны разные разделы памяти.
Равно как и развитость разных  элементов памяти определяет
предрасположенность к разным видам деятельности.

Люди не живут полетом души.)
Как ни хотелось бы)
Всему свое время)

0

10

305041,750 написал(а):

Скажите это водителю пассажирского автобуса.

а вот не скажи - водители разные бывают...

0


Вы здесь » Лагуна - Форум для общения и хорошего настроения! » Наука. » Как устроена память